Новости

Если ворон в вышине

06/06/2015

14 июня корреспондент газеты «Мой район Донской» стал зрителем спектакля «Если ворон в вышине» Нового Арт Театра под руководством Дмитрия Калинина.

«Театр начинается…»

Дмитрий Валерьевич – бессменный художественный руководитель, он же автор сценария, сценографии и режиссер спектакля.

Признаюсь, в «Новом Арт Театре» я впервые. Обычная дверь в доме 37А по Ленинскому проспекту, входишь – и оказываешься в настоящем театре, с трудом понятно, как все это умещается на первом этаже обычной «сталинки».

Здесь налицо все атрибуты, пусть и в камерном исполнении – касса, вешалка, буфет…. К слову, буфет – бесплатный, официантки в военной форме времен второй мировой нальют чаю и накормят «солдатской» кашей, гречкой с тушенкой.

Это очень в тему – спектакль – зарисовка военных лет, скажем, 42-43 год, средняя Россия, мы уже не отступаем – война начинает откатываться назад, но – с переменным успехом.

Зал на полсотни мест полон, несмотря на вечер рабочего дня. Зрители всех поколений, никаких «12+» — тут и дети малые, и седовласые ветераны. С сильным наклоном, весь черный зрительный зал, сцена неожиданно лаконично декорирована гигантскими пирамидами из банальных жестяных ведер.

Никакого хэппи-энда


2На этом фоне разворачивается полноценная драма в двух действиях. Поначалу все в меру комично. Госпиталь, развернутый в заброшенном помещичьем доме в прифронтовой полосе, трое совсем юных медсестер под командованием стервы-лейтенантши, к ним прикомандирована охрана – два красноармейца и сержант. В деревне тоже пестрая компания – юный партизан, троица совсем малолетних пионеров, чудом уцелевший поповский сын-переросток.

Такой неожиданный оазис в большой войне. Выплывает деталь – в доме нечисто, в нем является призрак страдальца-барина, погибшего в здешних болотах из-за несчастной любви…. На этом фоне разворачиваются обычные страсти – солдаты пристают к медсестрам, те в свою очередь жаждут внимания. Вездесущие сельские пионеры во главе с неугомонным предводителем ячейки «товарищем Маратом» от нечего делать встревают всюду, сопровождая выходки цитатами из Ленина.

6Трагизм ситуации, однако, не заставляет себя ждать: в лесу близ деревни появляются немцы, с десяток заблудившихся в болотах фашистов. Сержант с бойцами ничтоже сумняшеся отправляются навстречу, и не только отражают нападение, чуть что не голыми руками, но – перебивши врагов, приводят в усадьбу пленного. Первые потери – в стычке погибает юный партизан.

Страсти вспыхивают вновь, благо есть о чем поговорить – налицо и проявившие себя герои «битвы», и плененный фашист…

Но вот второе действие – не ждите никакого хеппи-энда. В деревне появляется рота СС, угроза очевидна – и троица красноармейцев принимает бой, без всякой надежды выжить. В госпитале лейтенантша – командир медсестер стреляет в пленного немца – так получилось…

В итоге принято решение – всем уцелевшим уходить в сторону наших частей, а прОклятый дом – сжечь, вместе с призраком барина. Ожидаемо с диким грохотом обрушивается пирамида из ведер, картина всеобщего хаоса и разрушения.

В финале картины, на этих руинах, фигуранты действа, включая убиенного немца в форме вермахта, со свечами, хором исполняют песню Окуджавы, строчка которой послужила названием спектаклю:

Если ворон в вышине,
Дело, стало быть, к войне!

Ну а как стрельба пойдёт,
Пуля дырочку найдёт.

Хоть в чужого, хоть в свово,
Лишь бы всех до одного…
Во — и боле ничего.

7Тут надлежит отметить – спектакль никого не оставляет равнодушным. Однозначно высокий уровень постановки, фееричные при всем примитивизме декорации, звук… Особенно замечательна музыкальность – сквозь весь спектакль проходит по-разному обыгранная музыкальная тема заглавной бардовской песни, при этом финальный хор актеров практически идеален. Можно не соглашаться с антивоенным пафосом финала – нюансы спектакля оставляют свободу для интерпретаций смыслов сюжета.

Спектакль очень популярен для семейного просмотра

— Я бы даже не назвал его антивоенным, — говорит Дмитрий Калинин, — я меньше всего хотел бы заниматься каким-либо морализаторством. Это же наша история, и каждый из зрителей видит здесь свое: кто-то вспоминает бабушек-дедушек, вот и патриотизм; кто-то думает – «не дай бог повторится такое!»

— Есть ли у вас какой-то возрастной ценз?

— В общем-то есть, как раз «12+». Но многие приходят семьями, и с детьми помладше – я думаю, родители в состоянии правильно оценить их способность к восприятию. Спектакль в репертуаре уже лет восемь, и за это время он стал одним из самых популярных именно для семейного просмотра. А еще часть билетов мы непременно отдаем через управу района – для детей из малообеспеченных семей, вот сегодня – для детей «группы риска».

— Последний вопрос: как пришла идея с ведрами?

— Ну, ведра – это же металл, они так и звучат, и смотрятся…. Кто был в армии – поймет цепочку «металл – армия – война». Потом они же задействованы и по прямому назначению – носят воду, моют пол…. Но вот когда мы (Центр детского творчества) пришли покупать 750 (!) ведер – в магазине очень удивились!

 

Трейлер к спектаклю:

http://vk.com/artteatr?z=video-12400091_171457537%2F5a29cdf369d97349ca

Выбор редактора