Новости

Черные страницы Донского монастыря(фото)

11/06/2015

Монастырь, одноименный нашему району, давший название и его предшественнице – Донской слободе, сам по себе занимает очень знаковое место в Российской истории. И, как и вся история эта, отмечен целым рядом трагичных, зачастую парадоксальных событий.

Два погрома

Дважды, с промежутком ровно в 200 лет, пережил он погром и разорение от чужеземных захватчиков. Буквально два десятка лет спустя с момента своего основания, в 1612, («Смутное время»), достаточно бедная еще на тот момент обитель («малобратная», то есть с малым числом «братьев», монахов) была разорена польскими войсками. По воцарении династии Романовых Донской был возобновлен царями Михаилом Федоровичем и Алексеем Михайловичем. В конце XVII – первой половине XVIII веков последовала реконструкция и расцвет монастыря.

Очередной разгром, однако, пришел два века спустя после первого, в 1812, во время нашествия Наполеона. В сентябре этого года войска французов, подойдя к монастырю, потребовали открыть ворота и срочно выдать хлеб и вино. Получив отказ – ворота подожгли, затем, ворвавшись внутрь, разграбили кельи и храмы. Поселившийся в покоях настоятеля генерал французов вроде бы навел порядок и даже разрешил службы, но вскоре солдаты ворвались вновь, заняли храм для постоя и заставили монахов выполнять черные работы. К концу месяца практически все иноки покинули обитель. После нашествия вместе с отступавшими французами из монастыря исчезли многие иконы, ценная утварь; была разрушена церковь во имя св. Захарии и Елизаветы. Но вот легендарный пожар Москвы 1812 года Донского не коснулся.

Чумной бунт

Аккурат между двумя погромами от врагов внешних, в 1771 году, в монастыре случились неприятности по причине смуты внутренней. В этом году в Москву пришла эпидемия чумы – заразу занесли в город с театра русско-турецких военных действий, вместе с раненым офицером. Население города рассматривало, как один их способов избежать болезни – целование чудотворной иконы Боголюбской Божией Матери, расположенной у Варварских ворот Кремля. К иконе, таким образом, прикладывались и уже больные чумой, и инфицированные, и здоровые…. Архиепископ Амвросий – высокопоставленный иерарх, человек сравнительно просвещенный, прекрасно понимал, к чему приводит такое «спасение», и распорядился икону убрать. Сам он укрылся в Донском монастыре, о чем народу вскоре стало известно. Обстановка подогревалась голодом, безработицей – из-за карантина были закрыты мануфактуры. В итоге 15 сентября многотысячная толпа взяла штурмом сначала Чудов монастырь в Кремле, а на следующий день – Донской монастырь. Найдя здесь владыку Амвросия, восставшие вывели его из храма и зверски растерзали у входа в колокольню. Восстание вскоре было подавлено по личному приказу Екатерины; почти две сотни участников отправлены на каторгу, четверо непосредственных участников убийства (трое дворовых людей и один купец) повешены напротив западных ворот монастыря.

Последний приют патриарха

Очередные трагические события случились в стенах Донского монастыря уже в Советское время, на заре существования республики. Парадоксально – ликвидированное еще Петром I патриаршество (высшее начальство Русской православной церкви) было восстановлено с приходом большевиков. Избранным кандидатом стал митрополит Тихон (в миру Василий Иванович Беллавин), на тот момент ему было чуть больше пятидесяти лет от роду.

Новый патриарх, хоть и пытался найти приемлемый компромисс с Советской властью, оказался человеком весьма упрямым. Меньше чем за год он сделал и опубликовал целый ряд воззваний, призывая «прекратить кровавые расправы», «гонения на веру христову», поминал и о «позорном мире» с Германией…. Большевики же были не в той ситуации, чтобы закрывать на это глаза или вступать в дискуссии. Посему в тот момент они сделали ставку на более сговорчивую «обновленческую» церковь; вот обновленцы в 1922 и заняли Троицкое подворье, где находился Тихон, а его самого в качестве узника привезли в Донской монастырь. Здесь он и жил под домашним арестом до самой своей кончины в 1925, с небольшими перерывами (отлучался на Лубянку для дачи показаний). Располагался в двух монашеских кельях вместе со своим келейником Яковым Полозковым. Со стен монастыря обращался к пастве (наружу выходить запрещалось), народу собиралось немало. В 1924 два человека совершили покушении на Тихона – основная версия – банальный разбой (украли шубу). В ходе покушения Яков Полозков был убит, злоумышленники скрылись, патриарх не пострадал. Однако, происшествие произвело на Тихона гнетущее впечатление, И чуть больше года спустя, весной 1925 патриарх скончался. Погребен был здесь же, в Донском, при огромном стечении народа. Таким образом, Донской монастырь стал последним пристанищем первого Советского патриарха.

К слову, утраченные впоследствии мощи патриарха были вновь обретены (практически случайно найдены) на территории монастыря в 1992; теперь Церковь празднует память Святителя Тихона 25 марта.DSCN5210 

DSCN5262DSCN5257 DSCN5255 DSCN5254 DSCN5252 DSCN5231 DSCN5230DSCN5261 DSCN5229 DSCN5211 DSCN5213 DSCN5215 DSCN5217 DSCN5218 DSCN5224

Выбор редактора