Новости

Новейшая история Донского: не было бы счастья – да несчастье помогло (фото)

19/06/2015

Донской монастырь после Октябрьской революции, естественно, пережил не лучшие времена. Хотя, если сравнить со многими другими храмами и обителями – не так уж все и плохо.

Подотдел очистки и крематорий

В 1918 году, согласно декрету «Об отделении церкви от государства», все имущество монастыря стало собственностью государства. Государство поначалу повело себя очень бескорыстно, заключило с монастырской общиной договор и предоставило ей право безвозмездного пользования имуществом. Начиная с 1922 года, однако, в Донском, как и по всей стране, происходит изъятие церковных ценностей. Были изъяты практически все предметы из серебра и золота, драгоценные камни.

Начиная с 1924 года на территории мо настыря в различных помещениях располагались: районный подотдел по борьбе с огородными вредителями, детская трудовая колония, интернат, молочная ферма. Также был ряд попыток решить квартирный вопрос, расселяя граждан в помещениях храмов и даже башен ограды.

В декабре 1925 года в монастыре состоялось совещание 10 архиереев церкви, так называемый «Временный высший церковный совет». Председательствовал архиепископ Екатеринбургский Григорий (Ярцковский), собравшиеся обвинили патриарха Тихона в многочисленных ошибках, положив, таким образом, начало «григорианскому» расколу. По некоторым данным, движение было инспирировано ОГПУ с целью ослабить позиции церкви. Не протянуло, однако и двух десятилетий: поддержка кончилась, поменялась государственная политика, часть «григорианцев» репрессировали, остальные – принесли покаяние церкви.

А в 1927 году в Донском монастыре открывается первый советский крематорий – прямо в церкви преподобного Серафима Саровского. Перестройкой церкви руководил сотрудник архитектора Щусева Н. Тамонькин. Храм в итоге приобрел некоторые черты стиля конструктивизм. В верхней части расположился ритуальный зал, сюда перетащили орган, конфискованный из закрытого костела. Гроб помещался на месте бывшего алтаря, затем опускался в нижнюю часть храма, где располагались печи.

Интересно, что здесь были установлены немецкие печи «Гофф», позднее точно такие же работали в Освенциме.

Новая власть довольно активно пропагандировала новый вид захоронений как «более цивилизованный», а также самый дешевый. Подключилась и атеистическая пропаганда, присвоившая новоявленному крематорию титул «кафедра безбожия».

Культуры кремации, однако, не было никакой, вазы с прахом зачастую хранились в фанерных шкафах наподобие книжных и прочих неподобающих местах. Печи достаточно быстро прогорели и попортились. С перебоями крематорий проработал менее полувека, и был официально закрыт в 1972 году.

Святыни сохранились стараниями Антирелигиозного музея

В 1929 году на территории монастыря на базе многочисленных атеистических выставок открывается Антирелигиозный музей искусств. В том же году окончательно прекращаются богослужения во всех монастырских храмах – начинается Безбожная пятилетка.

Парадоксальным, опять же, образом Антирелигиозный музей (АМИ) сыграл роль в сохранении множества реликвий и предметов искусства, а отчасти и самого Донского монастыря. В начале 30-х сюда свозили иконы, картины, предметы церковного быта, целые фрагменты архитектуры и иконостасов сносимых церквей Москвы. Уже в 1934 АМИ был преобразован в Музей Академии Архитектуры, ему были приданы постройки Донского монастыря, что и спасло его от сноса. Музей просуществовал здесь более полувека, став в 1964 филиалом Государственного музея архитектуры имени Щусева. В монастырском дворе были установлены, в частности, детали взорванного в 1931 году Храма Христа Спасителя, фрагменты разобранных в 1936 Триумфальных ворот (восстановлены в 1966-1968 на Кутузовском проспекте с использованием чертежей и моделей сохраненных фрагментов). В начале 90-х годов, после возвращения Донского монастыря РПЦ, часть экспонатов была возвращена храмам, часть – вывезена в основное здание музея на Воздвиженку.

Службы возобновились сразу после войны

Богослужения в Донском возобновились сразу после окончания Великой Отечественной, в 1946, в древнейшем Малом храме. С этого времени в храме совершается мироварение – приготовление настоя «миро», используемого в чине миропомазания, для всех церквей России. Храм стал действующим, пел хор; однако при Хрущеве антирелигиозный прессинг вновь усилился. Была попытка храм закрыть. Тогдашний глава церкви в СССР, митрополит Пимен, добился компромисса: приход объединили с приходом церкви Ризоположения на Донской улице. Хор однако закрыли, и службы в соборе шли только по праздникам.

В 1982 году Брежнев подписал указ о передаче Донского монастыря церкви для создания в нем резиденции Патриарха. Но через несколько дней умер – в итоге церкви передали соседний Даниловский монастырь. Донской же был возвращен церкви в 1991. В том же году неизвестные подожгли Малый собор. И опять парадокс: во время ремонта после пожара были обретены (найдены) мощи патриарха Тихона!

Донская икона божьей матери, написанная в XIV веке, с которой началась когда-то история Донского монастыря, с 1919 года находится в Государственной Третьяковской галерее. Однако ежегодно, в День праздника иконы (19 августа), ее доставляют для молебна в Донской.

DSCN5238DSCN5240DSCN5241DSCN5244DSCN5245DSCN5246DSCN5247DSCN5249DSCN5250DSCN5251DSCN5237

Выбор редактора