Каждый выпуск ток-шоу «Право голоса» на канале «ТВ Центр» выливается в горячую дискуссию, в которой участвуют самые авторитетные эксперты России — политологи, экономисты, социологи. Ведущие умело направляют диалог в нужное русло, пытаясь публично разобраться в наиболее острых и актуальных проблемах.
Сведущим программы Романом Бабаяном мы встретились сразу после съемок очередного выпуска.
— Внимательно наблюдали за Вами в студии: Вы настолько в теме, что можете сами выступать экспертом… — Для того чтобы выйти на площадку, я работаю по ночам. К каждой программе, даже если тема мне хорошо знакома, нужно готовиться. На площадку можно выходить только тогда, когда ты знаешь о предмете дискуссии все.
Если ты не готовился к программе, это будет видно ровно на второй секунде.
— На наш взгляд, Вы один из немногих ведущих, кто умеет слушать других, кому интересно, что говорят участники программы, а не только он сам. А что для Вас представляет наибольшую сложность?
— Спасибо за теплые слова.
Самое сложное в моей работе — направлять разговор в нужное русло. В программе участвуют не прохожие с улицы, а эксперты, которые профессионально занимаются той или иной проблемой.
Они говорят очень интересные вещи, а ты ограничен хронометражем и должен в какой-то момент их остановить. Как это сделать?
— Некоторые ведущие просто приземляют не в меру разговорчивых собеседников: мол, Иван Иванович, у вас остается 20 секунд…
— Неконструктивный подход. Человек, которому говорят «у вас 20 секунд», тут же впадет в ступор, теряет мысль — и на этом все заканчивается. Нужно попытаться сделать так, чтобы он самостоятельно вышел на какую-то точку — это самое сложное. Мне помогает то, что я хорошо изучил наше экспертное сообщество, поэтому когда я в процессе подготовки к программе получаю список людей, которые у меня будут на записи, то могу предугадать, что они будут говорить. Я знаю, каким образом сформулировать свой вопрос, и предполагаю, что мне могут ответить. И мой следующий вопрос уже идет вдогонку тому, что мне ответят.
— У Вас как у тележурналиста есть любимые темы?
— У каждого журналиста, я считаю, должна быть какая-то специализация, круг тем, где он дока. У нас с Олей Кокорекиной (Роман и Ольга ведут программу посменно. — Прим. ред.) разделение труда: у нее социалка — образование, медицина, кино, культура. А у меня все остальное:
политика, экономика, международная проблематика, все, что связано с силовыми министерствами, проблемы национальных отношений. Я ведь объездил большую часть мира, много лет работал «в поле», как я это называю. Был корреспондентом, специальным корреспондентом, комментатором, политобозревателем. Десять лет отработал в «Вестях», потом перешел в программу «Время». А позже стал заниматься студийной работой.
— Вы работали не просто «в поле» — в горячих точках, освещали межнациональные конфликты…
— Я не люблю сочетание «горячие точки» и не люблю, когда меня называют военным корреспондентом. Я всегда занимался кризисной журналистикой, мне это интересно. Сначала была гражданская война в Таджикистане. Потом Чечня. После Чечни я работал в Афганистане.
Потом, в 1999-м, в Югославии.
Когда НАТО объявило о начале военных действий, югославы закрыли границы, перестали выдавать въездные визы, и мы с оператором Борей Агаповым оказались единственной съемочной группой, которая работала в Белграде. По большому счету обо всем, что происходило тогда в югославской столице, страна узнавала только из наших репортажей. Потом были неоднократные поездки в Косово, в 2000-м году Македония, в 2003-м Ирак.
Первый ракетно-бомбовый удар по Ираку застал нас в Багдаде, и в результате из Ирака я уехал уже после того, как американцы разбили иракскую армию и вошли в Багдад. Меня часто спрашивают:
страшно работать на войне? Конечно, страшно! Мы же все нормальные люди.
Роман Бабаян родился в 1967 г. в городе Баку Азербайджанской ССР. В 1986 г., после второго курса радиотехнического факультета Азербайджанского политехнического института, ушел в армию. Служил на территории Венгрии в составе Южной группы советских войск. В 1988 г. перевелся в Московский институт связи на факультет «Телевидение и радио», который окончил в 1991 г. В сентябре того же года принят на работу во Всероссийскую Государственную телерадиовещательную компанию (ВГТРК) на должность инженера отдела подготовки и выдачи в эфир радиопрограмм Службы новостей «Радио России». В 1993-м перешел на должность корреспондента Службы новостей «Радио России». С 1993 по сентябрь 2000 г. работал в программе «Вести» Российского телевидения: первая должность корреспондент, последняя — политический обозреватель.
В сентябре 2000 г. перешел на должность политического обозревателя программы «Время» Первого канала. С марта 2005 по 2013 г. работал на Третьем канале. Был ведущим информационной программы «Город», шеф-редактором итоговых программ «Выводы» и «Главная тема».
С 2010 г. по настоящее время ведет программу «Право голоса». За плечами — работа в 54 странах мира, во всех горячих точках как в России, так и за ее пределами: Ингушетия, Северная Осетия, Таджикистан, Чечня, Южная Осетия, Аджария, Грузия, Приднестровье, Афганистан, Палестина, Югославия, Косово, Босния, Ирак и т. д., тысячи репортажей и целый ряд документальных фильмов. Указом Президента Российской Федерации № 158 от 17 января 1994 г. награжден орденом «За личное мужество». В 2002 г. приказом министра обороны Российской Федерации награжден медалью «За укрепление боевого содружества». В 2004 г.
приказом командующего ВДВ России награжден медалью «Боевое братство». Женат, воспитывает троих детей.