Памятный митинг в День памяти жертв политических репрессий состоялся 29 октября на кладбище московского Донского монастыря возле памятника, установленного на общей могиле, расстрелянных жертв политических репрессий в 1937 году. В митинге приняли участие глава муниципального округа Донской Татьяна Викторовна Кабанова, депутат Совета депутатов муниципального округа Донской Галина Викторовна Зайковская, заместитель главы управы Донского района Валентина Ивановна Козлова, лица, имеющие статус жертв политических репрессий, и их родственники. Они почтили память всех невинно погибших в результате политических репрессий и выразили уверенность в необходимости сохранения памяти об этих жертвах.
Документально установлено, что с 1934 до начала 1950-х в крематории на территории Донского монастыря осуществлялась кремация тел расстрелянных в московских тюрьмах и (в основном в 1937) производились захоронения в землю. По сохранившимся документам, в период с 1937 по 1941 в крематории было «утилизировано» около 4500 тел расстрелянных. Списки расстрелянных по политическим обвинениям, кремированных и захороненных на Донском кладбище впервые были опубликованы «Мемориалом» в 1993 (670 человек). В «Расстрельных списках» Донского кладбища (М.: «Мемориал», 2005) приводятся краткие биографические справки на 5068 человек. Документы, в которых прямо говорилось бы о захоронениях рядом с Московским крематорием, не обнаружены, — в официальном делопроизводстве органов, осуществлявших казни, речь идет лишь о кремации. Историки Общества «Мемориал» считают, что можно с уверенностью утверждать, что и прах после кремации, и тела, не подвергнутые кремации, хоронили в непосредственной близости от крематория. В наши дни эта точка зрения является общепризнанной. Прах сожженных в крематории захоранивали в общие ямы, — так называемые «захоронения невостребованных прахов». На территории Нового Донского кладбища, в северной его части, в наши дни находятся три таких могилы: первая датируется «с 1930 г. — 1942 г. включ.», вторая: «с 1943 г. – 1944 г. включ.», третья – «1945-1989». Первые две находятся в непосредственной близости друг от друга, на некотором отдалении от них — «общая могила № 3».
7 апреля 1991 по благословению Патриарха Алексия II на стене Малого собора Донского монастыря установлена плита с надписью «Вечная память в подвиге мученичества за Веру Христову пострадавшим». По инициативе общественных групп по увековечению памяти жертв политических репрессий были созданы несколько памятных знаков. В августе 1991 на «общей могиле № 1» была установлена гранитная плита с надписью «Здесь захоронены останки невинно замученных и расстрелянных жертв политических репрессий 1930-1942. Вечная им память!». Впоследствии на кладбище появились многочисленные памятники и памятные знаки, как коллективные, так и личные. В сентябре 1994 г. у «могилы № 3» — плита с надписью «Павшим жертвам политических репрессий. 1945-1952. Вечная память». В январе 1996 г. здесь же была обустроена мемориальная площадка и установлены стелы с именами 17 партийных и комсомольских работников Ленинграда, расстрелянных в Москве по «Ленинградскому делу».
Метки: Донской