Новости

Скоро в России будет отмечаться День местного самоуправления

16/04/2015

шары-29866_600x350День местного самоуправления впервые отмечался в нашей стране в 2013 году, 21 апреля, по решению президента Владимира Путина. Президент решил, что таким способом можно укрепить власть народа и продолжить учить народ ею пользоваться, то есть побудить население чаще проявлять самостоятельность. Так что 21 апреля можно и нужно устраивать праздничные мероприятия, и делать это могут мэры городов и другие главы органов местного самоуправления – районных, областных и так далее.

Известно, что в 1785 году, именно 21 апреля, государыня Екатерина Великая подписала важный документ – Жалованную грамоту городам России, и это стало первым шагом в развитии местного самоуправления и соответствующего законодательства. Документ официально назывался «Грамотой на права и выгоды городам Российской Империи». В документе было много разделов, состоявших из десятков статей, и при его составлении был использован опыт европейских стран: Екатерина стремилась к прогрессу и использовала образцы документов, составленных в Швеции и Пруссии, а также материалы уставов и учреждений, созданных ещё при Петре и Елизавете.

Жалованная грамота и в самом деле стала только началом: городские жители стали считаться единым сословием – горожанами, независимо от профессии и вида деятельности, но о дальнейшем серьёзном развитии стало возможным говорить только при Александре II, известном своими реформами – в частности, городской и земской.

В 1864 году в уездах и губерниях по указу императора стали действовать земские собрания, являвшиеся выборными органами – в их обязанности входило ведение всех местных хозяйственных дел. В 1870 году в городах России появились управы и думы – почти как сегодня, и местные вопросы стали решать уже они, но продолжалось это недолго.

К сожалению, Александр III, ожесточившись после убийства отца, быстро свернул все реформы, а все зачатки самоуправления были уничтожены. Появились земские начальники – их не выбирали, а назначали сверху; мелкие предприниматели и другие небогатые горожане были лишены права голосовать, и даже судебная реформа была изменена. Самоуправление было упразднено и в учебных заведениях: университеты лишились своей автономии, а начальными школами стал ведать Святейший Синод. Городское управление стало полностью зависеть от администрации, состоявшей из чиновников, назначаемых правительственными органами.

Казалось бы, Октябрьская революция 1917 года, названная народной, должна была возродить местное самоуправление – ведь власть, по словам большевиков, принадлежала народу, — однако этого не произошло, и вспомнили об этой идее только в конце 1980-х годов. Реформы органов власти были начаты Михаилом Горбачёвым, но о самостоятельности органов местного самоуправления можно говорить с 1993 года, когда она была закреплена в Конституции РФ. Реформы в области местного самоуправления продолжаются и сейчас, и законодательство в этом направлении тоже развивается – это вселяет надежду.

В Конституции РФ говорится, что местное самоуправление – это самостоятельная деятельность населения того или иного региона, города, села или любой другой местности. Люди могут решать вопросы местного значения, с помощью тех органов, которые они выбирают; вопросы могут решаться в соответствии с традициями и другими приоритетами, но ответственность за это будет нести всё население, а не только мэры и депутаты — в этом и есть смысл данного закона.

К вопросам местного значения относится всё, что касается насущных проблем, связанных с жизнью и деятельностью населения. В основном это вопросы, связанные с качеством жизни, и это не только материальная сторона. Например, с помощью местного самоуправления можно привести в порядок водоснабжение, организовать своевременную уборку и вывоз мусора, сделать ремонт в подъездах, заасфальтировать улицу и обустроить детские площадки, а можно построить новый кинотеатр или открыть спортивную школу.

Все эти вопросы могут и должны самостоятельно решать органы местного самоуправления, уполномоченные всем населением города, села, округа либо другого муниципального образования. В этом смысле местному самоуправлению не требуется «разрешение сверху», и губернатор области или края тоже не может вмешиваться в его дела.

Реализовывать свою власть народ может и непосредственно, используя другие формы самоуправления – в Конституции это называется прямым волеизъявлением. Кроме участия в выборах и референдумах, это собрания граждан, их обращения в избранные ими же органы с различными предложениями и требованиями, организация общественных форм управления, и даже вынесение решений на основе опросов граждан.

Однако в нашей стране эти формы пока ещё не везде используются так широко и эффективно, как хотелось бы, и зависит это от самого населения. Наши соотечественники никак не могут отвыкнуть от того, чтобы за них продолжали «решать сверху», и редко хотят брать на себя ответственность. А ещё в народе сохраняется стойкая тенденция недовольства существующей властью – на всех уровнях, и на местном уровне в том числе. Поэтому чаще выбирается вторая форма реализации своих прав на самоуправление – через выборные органы, но и здесь нам ещё нужно очень многому учиться.

Так, если органы местного самоуправления всегда прислушиваются к мнению общественности, рассматривают все жалобы и предложения и дают на них своевременные ответы, проводят встречи с гражданами и отчитываются перед ними, всё обычно идёт нормально. Однако если выборные от народа начинают пренебрегать своими прямыми обязанностями, их можно привлечь к ответственности, или просто отозвать – последнее у нас практикуется редко, хотя ругать местные власти любят многие граждане.

Выбор редактора