Заступничество Богоматери
Донской монастырь, от которого и получил название район, был заложен в 1591 году. На этом месте Борис Годунов разбил крымского хана Казы-Гирея. Позднее удачный исход сражения объяснили заступничеством Богоматери – ее Донская икона находилась в походной церкви русского войска.
По большому счету непонятно, кто там кого разбил, но факт: икону Донской божьей матери взяли из походной церкви, обнесли ее по всему рубежу обороны и с утра обнаружили, что татары ушли, побросав свои многочисленные обозы. И ведь это был не первый случай, когда икона помогла русскому войску: на 200 лет раньше донские казаки уже передавали эту же самую икону великому князю московскому Дмитрию Ивановичу; после победы на Куликовом поле в 1380 он и был прозван Донским.
На месте, где стояла походная церковь, и была заложена церковь каменная, вокруг которой впоследствии образовался монастырь; церковь эта теперь – Малый собор Донской Божией Матери.
Интересно, что отличавшийся тщеславием Борис Годунов выставил на стене храма свое изображение – случай беспрецедентный. Естественно, изображение это до нас не дошло – во времена династии Романовых отношение к «царю Борису» было строго отрицательное.
Стены появились больше века спустя
В 70-е годы XVII века к храму пристроили боковые приделы, трапезную и колокольню.
Донской стал замыкающим звеном в цепи сторожевых монастырей, окружавших Москву. А уже в его окрестностях возникло поселение, названное Донской слободой.
Новый монастырский собор, также освященный в честь Донской иконы Божьей матери, был заложен в 1684 году. Инициатива, видимо, принадлежит царице Софье, и ее фавориту Голицыну, занятому в то время походами, опять же, против Крыма. Некоторое время было не до строительства – помимо войны шла жесткая политическая борьба между Софьей и Петром I. В 1689 победивший молодой император вовсе запретил строить какие-либо храмы за государственный счет, в итоге закончили собор только в 1698, уже за счет частных пожертвований.
Этот собор теперь назывался Новым, старый храм, соответственно, Старым или Малым. Примерно в эти же годы (1686-1711) строились и стены с башнями.
Стены выполняли еще одну функцию – монастырь использовался и как место заключения. Помимо двух соборов на территории множество строений поменьше.
Слобода в черте города
В Донской слободе в 1713 было 166 дворов, в которых жили крестьяне, духовенство разного уровня, дворовые и служилые люди. Ремесленников и торговцев еще не было вовсе. Вокруг монастыря была высажена роща, окруженная каналом с решетками. В 1731 году жителям слободы велено было уложить перед своими домами каменные мостовые, а годом позже вдоль улиц через каждые 50-60 метров установили фонари, следить за которыми должны были тоже сами жители.
В 1742 году был выстроен Камер-Коллежский вал – земляная насыпь и ров с заставами, ставшая таможенной границей Москвы (с внешней стороны современного Садового кольца). Монастырь вместе с частью Даниловской слободы оказались внутри вала, войдя таким образом в состав города. Местность, однако, еще больше века выглядела вполне по-сельски: деревянные домики с палисадниками, только с середины XIX века начали здесь появляться заводы. К примеру, машиностроительн
Недешевое кладбище
Отдельного внимания заслуживает кладбище, расположенное на территории монастыря. С середины XVIII века оно было почти исключительно дворянским, мало того – привилегированны
Тут похоронены Д. И. Фонвизин, Н. П. Сумароков, П. Я. Чаадаев, В.Ф. Одоевский, Ф. И. Иноземцев, Н. Е. Жуковский, В. А. Соллогуб, В. О. Ключевский, многие другие видные деятели науки и искусства.
К концу позапрошлого века кладбище уже было переполнено, и в начале XX века к нему присоединили с южный стороны большой участок. Там начали строить большую кладбищенскую церковь; но в 1927 году ее перестроили в крематорий.