В октябре Москва традиционно отмечает праздник троллейбуса. Именно в этом месяце в 1933 году появился регулярный маршрут «рогатых». В нашей еженедельной рубрике «Транспорт в ЮАО» мы расскажем, каким был первый московский троллейбус, а также какие необычные модели ходили и ходят сегодня по городским улицам.
История московского троллейбуса
Планы построить в Москве троллейбусную линию возникли еще в 1924 году, однако реализовать их удалось лишь девять лет спустя. Маршрут первого «рогатого» пролегал от Тверской заставы (Белорусский вокзал) до села Всехсвятского (ныне район станции метро «Сокол»).
Экспериментальный советский троллейбус отличался повышенной (по тем временам) комфортностью. В салоне были установлены мягкие сиденья, под которыми установили электропечи, а также никелированные поручни, сетки для багажа и даже зеркала. Впрочем, модель все же имела существенные недоработки, в частности, недостаточную защиту электрических агрегатов от влаги. Уже в 1936 году ее начали выводить из эксплуатации. В 1938-м этот вид транспорта добрался до Южного округа – линия пролегала от Крымской площади до Даниловского рынка.
В последующие годы протяженность линий и интенсивность движения «рогатых» постоянно возрастали, однако особенно активно использовать их начали во время войны. Они не только перевозили пассажиров – их зачастую переоборудовали в грузовики.
В середине прошлого века, в эпоху массовой застройки столичных окраин, троллейбус стал одним из основных видов наземного транспорта. Уже в 1971 году московская троллейбусная сеть стала крупнейшей в мире – общая длина путей достигла 1253 км. К слову, это достижение остается актуальным и в наши дни, несмотря на то, что в последние десятилетия темпы развития троллейбусного сообщения заметно снизились.
В Москве сегодня действуют 78 маршрутов (их них 7 – на территории ЮАО) и 9 парков.
Необычные троллейбусы
В июне 2016 года на Садовом кольце начались испытания нового троллейбуса с автономным ходом. Его особенность заключается в том, что он может передвигаться и без подключения к электрической линии. Но мало кто знает, что в нашей стране уже предпринимались попытки по созданию подобной модели. Так, в 1943 году во 2-м троллейбусном парке был сконструирован троллейкар, который мог выполнять функции грузового автомобиля на тех участках, где не было контактной сети.
Курсировал по столичным улицам и двухэтажный троллейбус. Транспортное средство было закуплено в 1937 году у английской фирмы English Electric Cоmpany. По образцу этой машины на Ярославском заводе было собрано десять советских двухэтажных троллейбусов, которые перевозили пассажиров вплоть до начала 1950-х годов. К сожалению, ни одного экземпляра до наших дней не сохранилось. Увидеть необычные троллейбусы можно только на фотографиях или в старых фильмах, например, в знаменитой ленте «Подкидыш».
«Синий троллейбус»
С 3 сентября по 11 декабря по Москве вновь будет ходить «Синий троллейбус». Пассажиры смогут не только полюбоваться видами, но и послушать бардовские песни. Троллейбус курсирует от станции метро «Парк Победы» до Калужской площади, мимо Кремля, Государственного музея им. Пушкина, главного здания МГУ, Новодевичьего монастыря и прочих столичных достопримечательностей.
«Синий троллейбус» выходит на линию только по выходным. Ввиду ограниченного количества мест, требуется предварительная регистрация. Записаться можно в учреждениях социального обслуживания по месту жительства, или в организациях поддержки семьи и детства.
Фото: www.oldmos.ru
Метки: Москва, Транспорт, троллейбус, ЮАО