Новости

Звездные гости, кулинарное шоу, умные беседы: в Южном округе прошла онлайн-«Библионочь»

29/04/2020

В ночь с субботы на воскресенье вопрос «Как пройти в библиотеку» ни у кого не вызывал удивления — многие москвичи на ночь глядя решили наведаться в книжное царство, чтобы принять участие в очередной «Библионочи». Вот только на сей раз ответом на вопрос были не адреса читален, а ссылки на социальные сети и YouTube-каналы. В условиях режима домашней самоизоляции культурная акция впервые прошла в дистанционном формате. Впрочем, эти условия не помешали сотрудникам библиотечного сообщества Южного округа подготовить интересную и насыщенную программу, отметил заведующий библиотекой № 161 Донского района, депутат муниципального округа Владислав Резков.

Так, на YouTube-канале библиотек Юга Москвы гостями были известные медийные личности. Ресторатор и телеведущий Константин Ивлев учил зрителей готовить десерт «Яблоки á la dophine» по рецепту Софьи Андреевны Толстой — супруги знаменитого писателя.

Трехкратная олимпийская чемпионка и телеведущая Мария Киселева вела интеллектуальную игру «Литературный контроль», где читателям предлагалось вспомнить, сколько было братьев Карамазовых, кем по профессии был Антон Чехов, что устроил знаменитый кот Бегемот в ресторане «Грибоедов» и многое другое.

О новинках кино и литературы рассказывали известные критики Александр Архангельский и Антон Долин.

Библиотека № 161 пригласила жителей Донского района на видеолекцию, которую провел сотрудник читальни Александр Москвин. Поскольку «Библионочь-2020» была посвящена 75-летию Великой Победы, то темой познавательной встречи стал жанр попаданческой фантастики и Великая Отечественная война.

Лектор подчеркнул, что современные авторы продолжают активно обращаться к теме войны. Делают это и писатели-фантасты. В отечественной литературе наибольшую популярность приобрела так называемая попаданческая фантастика. Это когда современный человек в результате каких-то аномалий, фантастических обстоятельств попадает в прошлое — чаще всего во времена накануне Великой Отечественной войны. Массовая же аудитория знакома с темой скорее не по книгам, а по фильмам — таким, например, как «Мы из будущего», «Мы из будущего-2», «Туман».

Самое удивительное, что впервые тема попаданчества в военные годы прозвучала в июле 1941, когда вышел короткометражный фильм «Чапаев с нами». По сюжету легендарный комдив выбирается под обстрелом на берег реки и оказывается в 1941 году. Быстро сориентировавшись, Чапаев надевает папаху с буркой и возглавляет атаку против немцев. Далее следует вдохновляющая речь комдива о том, что Красная армия сильна и обязательно победит. Интересно, что в фильме прозвучали мистические ноты, когда красный командир завершает речь словами о том, что он проклинает гитлеровцев страшным чапаевским проклятием.

В советской фантастике тема попадания в военное прошлое нечасто затрагивалась авторами и носила скорее философско-психологический характер. Это касается таких произведений, как повесть Сергея Абрамова «В лесу прифронтовом» или повесть Олега Азарьева «Должник».

Современные же авторы в большинстве своем работают в жанре военного боевика, когда война является фоном для приключений главного героя. Но важно то, что герои книг, как правило, готовы к той эпохе, поскольку изучали историю Великой Отечественной. Поэтому лектор завершил выступление полушуточным-полусерьезным выводом о том, что необходимо обязательно учить историю, так как это позволит не только избежать ошибок в будущем, но и, возможно, выжить в прошлом.

Заведующий библиотекой Владислав Резков объяснил, почему для лекции была выбрана попаданческая литература. По его словам, этот жанр стал заметным явлением среди любителей военной истории.

— Да, в массе своей эта литература вызывает закономерные претензии по качеству. Но есть и очень продуманные, глубокие произведения в жанре альтернативной истории. Эталонной книгой, пожалуй, назову «Вчера будет война» Сергея Буркатовского. Именно такие произведения можно рекомендовать молодежи, чтобы пробудить в них интерес к отечественной истории, — отметил Владислав Резков.

Метки: , ,

Выбор редактора