Как с помощью музыки обрести гармонию с собой и Вселенной, что противопоставить «звуковому терроризму», в чем заключается сила настоящего искусства — об этом и многом другом можно было узнать на онлайн-встрече с композитором и пианисткой Светланой Ралдугиной, организованной библиотекой № 161.
— Как известно, мы сейчас не можем проводить массовых мероприятий из-за пандемии коронавируса. Однако это не значит, что наши читатели останутся без внимания. На странице библиотеки ВКонтакте регулярно выкладываются видеообзоры книжных новинок, рассказы об известных писателях, истории создания знаменитых произведений. Также мы связываемся с людьми из мира искусства, чье мнение всегда интересно выслушать, — рассказал нашей редакции заведующий библиотекой, депутат муниципального округа Донской Владислав Резков.
Со Светланой Ралдугиной беседовал сотрудник библиотеки № 161 Александр Москвин.
— Светлана, в СМИ Вас называют представителем направления неоклассики, но вы в своих некоторых интервью говорили, что Вам это определение кажется не очень правильным. Как бы Вы сами определили свое положение в мире современной музыки?
— Неоклассика — очень размытое и широкое понятие, включающее в себя направления в музыке, дизайне, архитектуре. Новая классика в музыке — это, наверное, инструментальные, фортепианные произведения, которые спустя долгое время могут стать классическими. Что касается моего направления — то это музыка, приводящая человека к состоянию гармонии, стремлению к свету. Даже в минорных произведениях слушатель должен видеть свет, оптимизм. Этот жанр, наверное, можно назвать новым романтизмом.
— С каких произведений посоветовали бы начинать знакомство с Вашим творчеством?
— Думаю, что можно начинать с ранних моих сочинений — «Мечта», «Крылья», «Нежность». Они, условно говоря, более просты для восприятия. Хотя тем, кто постоянно слушает классическую музыку, можно, наверное, начать и с более поздних произведений — «Запрещенная красота», «Полет души». Но, вообще, сложно рекомендовать что-то конкретное, потому что здесь многое зависит от самого слушателя, на какой волне он находится. Можно просто зайти на мой сайт, на страницы в социальных сетях — там выложена вся моя музыка — и выбрать себе произведение по душе.
— Творчество каких композиторов оказало на Вас большое влияние? И какую музыку Вы предпочитаете слушать в свободное время?
— Поскольку у меня классическое музыкальное образование, то это влияние таких композиторов, как Бах, Бетховен, Рахманинов, Скрябин, Дебюсси, Шопен. В свободное время я не могу сказать, что слушаю много музыки, предпочитаю звуки природы — журчание ручья, шелест листьев. Это как-то очищает сознание и вдохновляет. Но если слушаю что-то целенаправленно, то это, конечно же, классика.
— В одном из своих интервью Вы говорили о таком явлении в современном мире, как «звуковой терроризм». Что это такое, и как от него защититься?
— В современном мегаполисе человеку очень сложно отгородиться от той какофонии звуков, которые заполняют наше сознание. Например, вы заходите в магазин, там звучит музыка с однообразным ритмом и отсутствием мелодии. Чаще всего это магазины по продаже одежды, обуви и так далее. А эта своеобразная музыка является одним из действенных способов по манипуляции человеком, чтобы он особо не задумывался, что и как покупает, главное, чтобы купил. Как защититься от всего этого — наверное, поменьше бывать в торговых центрах и побольше выезжать на природу, слушать классическую музыку.
— Вы говорили, что истинность музыки определяется ее способностью порождать внутри человека гармонию.
— Я вообще считаю, что задача настоящего искусства состоит в том, чтобы помочь человеку заглянуть в себя, разобраться в себе. Оно должно помогать жить в гармонии с самим собой, вести нас к свету, вдохновлять на лучшие поступки.
Метки: библиотека № 161, Владислав Резков