7 декабря во всем мире отмечают Международный день гражданской авиации. В этот день рассказываем, где обучают и как готовят пилотов экстренной авиации Москвы.
Московский авиационный центр принадлежит к гражданской авиации, но пилоты выполняют практически «боевые» задачи — это тушение пожаров, экстренная санитарная эвакуация пострадавших с мест ДТП или иных происшествий, соматических больных, разведка пожароопасной обстановки.
Работа экипажей ответственная, потому и требования к пилотам жесткие — все специалисты летного отряда авиацентра должны быть профессионалами высокого класса, а также обладать знаниями и навыками для полетов в условиях мегаполиса. Пилоты умеют не только выполнять необходимые маневры для тушения пожаров в высотных зданиях, но и совершать посадки на самые разные площадки, в том числе и на неподготовленные: МКАД, двор жилого дома, футбольное поле, обочина дороги или поляна.
Сегодня летные училища готовят гражданских и военных летчиков, но специализации по авиации экстренного реагирования нет. Поэтому выпускникам летного училища и даже летчикам с большим опытом работы в различных сферах и организациях, в том числе в вооруженных силах РФ, перед тем как начать летать над столицей в составе дежурных сил авиацентра требуется пройти большой путь.
«Специфика нашей работы требует особой подготовки летного состава, — рассказал заместитель командира летного отряда Московского авиацентра Алексей Диденко. — Во время выполнения работ по санитарной эвакуации пострадавших часто приходится выполнять посадки в непосредственной близости к месту ЧС, на ограниченную площадку. При ликвидации пожаров в столичном регионе также необходимо полностью «чувствовать» вертолет, учитывать скорость и направление ветра при выполнении забора воды в ближайшем водоеме и ее сливе на очаг возгорания».
При устройстве на работу все тренировки и обучение у будущих пилотов авиацентра осуществляются в несколько этапов. Для начала, они должны обязательно переобучиться на воздушные суда авиапарка Московского авиацентра – Ка-32А, ВК117 С-2 или Ми-26Т.
«На данный момент новоприбывшие пилоты тренируются в специальных сертифицированных авиационных учебных центрах. Их готовят для полетов на вертолетах Ка-32, — продолжил Алексей. — Там они изучают особенности конструкции воздушного судна, пилотирования, аэродинамики, даже выполняют учебные полеты на специальном тренажере».
Перед тем, как приступить к практике на вертолете, экипажи изучают общие особенности работы в мегаполисе, район будущих полетов, ландшафт и застройку.
После этого пилоты приступают к практическим тренировкам на вертолетах Ка-32А или ВК117С-2. За будущими членами экипажей закрепляется опытный пилот-инструктор, с которым они отрабатывают технологию полетов с внешней подвеской, водосливным устройством, лебедкой для спуска спасателей.
При ликвидации пожара командир пожарного вертолета одновременно управляет воздушным судном и отвечает за забор и сброс воды, что требует от него максимальной концентрации и умения работать в режиме многозадачности. Пилоты вертолетов Ка-32А обладают уникальным навыком работы «в блистер» — специальное выпуклое окно, имеющее более широкий угол обзора и позволяющий пилоту наблюдать за своими действиями во время тушения пожара с помощью водосливного устройства. Так как этим навыком обладают немногие пилоты даже в гражданской авиации, пилотов, ранее не выполнявших работу «в блистер», обучают этому непосредственно в авиацентре.
После освоения каждой практической задачи пилот получает квалификационные отметки, по которым впоследствии будет выноситься решение о его допуске к самостоятельному дежурству. Помимо штатных полетов выполняются полеты в темное время суток.
Весенне-летний период в столичном регионе характеризуется высокими температурами, облачностью, грозами. Зимой экипажи вертолетов сталкиваются с обледенением, а также со свежевыпавшим снегом, который может образовывать снежный вихрь вокруг вертолета и ухудшать видимость. Выполнять вылеты в сложных погодных условиях экипажи санитарных и пожарных вертолетов учатся в процессе специальной сезонной подготовки. Один из наиболее важных элементов этой подготовки — пилотирование «вслепую», по приборам с использованием шторок и специальных очков, имитирующих ограниченную видимость в закабинном пространстве. Также во время сезонной подготовки пилоты отрабатывают условную аварийную посадку вертолета в различных условиях.
В преддверии весенне-летнего сезона пилоты совместно со специалистами Пожарно-спасательного центра Москвы проводят дополнительные тренировки по доставке и применению специальной техники — насосной станции. Насос может откачивать воду или подавать до 100 литров в секунду на расстояние 3 км от водоема.
«Авиационные работы по транспортировке такого груза, как насосная станция, являются наиболее сложными, — рассказал пилот-инструктор Московского авиацентра Алексей Паршиков. — Наши вертолеты способны перевозить на внешней подвеске до 5 тонн, вес используемого насоса достигает 4 тонн, вертикальный обдув добавляет воздушному судну нагрузку еще примерно в полтонны. Чтобы лететь с таким грузом на внешней подвеске, требуется большой профессиональный опыт. Совместные тренировки пилотов и специалистов Пожарно-спасательного центра Москвы проводятся регулярно. Все экипажи Ка-32А готовы работать как во время весеннего половодья, так и при ликвидации лесных пожаров в засушливый период».
Кроме того, когда водоемы покрываются устойчивым льдом, экипажи пожарных вертолетов и спасатели на воде отрабатывают технику забора воды для тушения пожара в условиях сильных морозов. Для этого спасатели подготавливают искусственную прорубь 10 на 10 метров, а экипажи вертолетов тренируются выполнять забор воды, зависая над водоемом на высоте 40 метров.
Немаловажная часть регулярной подготовки пилотов — занятия со спасателями авиацентра по беспарашютному десантированию для ликвидации последствий происшествия и эвакуации людей с ограниченных площадок путем подъема их на борт вертолета с помощью лебедки.
Для того чтобы постоянно поддерживать профессиональные навыки на должном уровне, раз в год весь летный состав проходит аттестационную комиссию и подтверждает свое право полетов над Москвой.
«Подготовка и повышение квалификации пилотов — это каждодневный и длительный труд. Например, мы принимаем специалиста в штат — он полгода работает в качестве второго пилота, потом, по мере получения опыта, начинает дежурить самостоятельно, а затем приступает к тренировкам ночью. Проходит почти два года, перед тем, как пилот осваивает выполнение всех задач, — прокомментировал заместитель директора по организации летной работы Московского авиацентра, пилот-инструктор Олег Катальшев. — Поэтому каждый пилот столичного авиацентра, в буквальном смысле, на вес золота».
По словам Олега Катальшева, пилоты, в первую очередь — командир воздушного судна, — должны уметь принимать правильные решения в любой момент времени, в нестандартной ситуации. Это гораздо сложнее, чем научиться управлять вертолетом. Такого результата можно достичь лишь через долгую практику и многочисленные тренировки.
С момента основания Московского авиационного центра в 2003 году экипажи вертолетов участвовали в ликвидации более 200 крупных пожаров, эвакуировали в лечебные учреждения столицы свыше 6700 человек. Ежедневно в авиацентре на дежурство заступают 3 экипажа санитарных и 2 пожарных вертолетов, два из которых работают ночью. Пилоты дежурят по 12 часов в сутки, сменяя друг друга и перекрывая сутки.
Осенью в летный отряд Московского авиационного центра приняты 8 человек — все они в данный момент проходят специализированное обучение, которое продлится несколько месяцев. После окончания обучения летный отряд авиацентра пополнится тремя пилотами-командирами воздушного судна пожарных вертолетов, четырьмя бортовыми механиками и одним вторым пилотом.
7 декабря во всем мире отмечают Международный день гражданской авиации. В этот день рассказываем, где обучают и как готовят пилотов экстренной авиации Москвы.
Московский авиационный центр принадлежит к гражданской авиации, но пилоты выполняют практически «боевые» задачи — это тушение пожаров, экстренная санитарная эвакуация пострадавших с мест ДТП или иных происшествий, соматических больных, разведка пожароопасной обстановки.
Работа экипажей ответственная, потому и требования к пилотам жесткие — все специалисты летного отряда авиацентра должны быть профессионалами высокого класса, а также обладать знаниями и навыками для полетов в условиях мегаполиса. Пилоты умеют не только выполнять необходимые маневры для тушения пожаров в высотных зданиях, но и совершать посадки на самые разные площадки, в том числе и на неподготовленные: МКАД, двор жилого дома, футбольное поле, обочина дороги или поляна.
Сегодня летные училища готовят гражданских и военных летчиков, но специализации по авиации экстренного реагирования нет. Поэтому выпускникам летного училища и даже летчикам с большим опытом работы в различных сферах и организациях, в том числе в вооруженных силах РФ, перед тем как начать летать над столицей в составе дежурных сил авиацентра требуется пройти большой путь.
«Специфика нашей работы требует особой подготовки летного состава, — рассказал заместитель командира летного отряда Московского авиацентра Алексей Диденко. — Во время выполнения работ по санитарной эвакуации пострадавших часто приходится выполнять посадки в непосредственной близости к месту ЧС, на ограниченную площадку. При ликвидации пожаров в столичном регионе также необходимо полностью «чувствовать» вертолет, учитывать скорость и направление ветра при выполнении забора воды в ближайшем водоеме и ее сливе на очаг возгорания».
При устройстве на работу все тренировки и обучение у будущих пилотов авиацентра осуществляются в несколько этапов. Для начала, они должны обязательно переобучиться на воздушные суда авиапарка Московского авиацентра – Ка-32А, ВК117 С-2 или Ми-26Т.
«На данный момент новоприбывшие пилоты тренируются в специальных сертифицированных авиационных учебных центрах. Их готовят для полетов на вертолетах Ка-32, — продолжил Алексей. — Там они изучают особенности конструкции воздушного судна, пилотирования, аэродинамики, даже выполняют учебные полеты на специальном тренажере».
Перед тем, как приступить к практике на вертолете, экипажи изучают общие особенности работы в мегаполисе, район будущих полетов, ландшафт и застройку.
После этого пилоты приступают к практическим тренировкам на вертолетах Ка-32А или ВК117С-2. За будущими членами экипажей закрепляется опытный пилот-инструктор, с которым они отрабатывают технологию полетов с внешней подвеской, водосливным устройством, лебедкой для спуска спасателей.
При ликвидации пожара командир пожарного вертолета одновременно управляет воздушным судном и отвечает за забор и сброс воды, что требует от него максимальной концентрации и умения работать в режиме многозадачности. Пилоты вертолетов Ка-32А обладают уникальным навыком работы «в блистер» — специальное выпуклое окно, имеющее более широкий угол обзора и позволяющий пилоту наблюдать за своими действиями во время тушения пожара с помощью водосливного устройства. Так как этим навыком обладают немногие пилоты даже в гражданской авиации, пилотов, ранее не выполнявших работу «в блистер», обучают этому непосредственно в авиацентре.
После освоения каждой практической задачи пилот получает квалификационные отметки, по которым впоследствии будет выноситься решение о его допуске к самостоятельному дежурству. Помимо штатных полетов выполняются полеты в темное время суток.
Весенне-летний период в столичном регионе характеризуется высокими температурами, облачностью, грозами. Зимой экипажи вертолетов сталкиваются с обледенением, а также со свежевыпавшим снегом, который может образовывать снежный вихрь вокруг вертолета и ухудшать видимость. Выполнять вылеты в сложных погодных условиях экипажи санитарных и пожарных вертолетов учатся в процессе специальной сезонной подготовки. Один из наиболее важных элементов этой подготовки — пилотирование «вслепую», по приборам с использованием шторок и специальных очков, имитирующих ограниченную видимость в закабинном пространстве. Также во время сезонной подготовки пилоты отрабатывают условную аварийную посадку вертолета в различных условиях.
В преддверии весенне-летнего сезона пилоты совместно со специалистами Пожарно-спасательного центра Москвы проводят дополнительные тренировки по доставке и применению специальной техники — насосной станции. Насос может откачивать воду или подавать до 100 литров в секунду на расстояние 3 км от водоема.
«Авиационные работы по транспортировке такого груза, как насосная станция, являются наиболее сложными, — рассказал пилот-инструктор Московского авиацентра Алексей Паршиков. — Наши вертолеты способны перевозить на внешней подвеске до 5 тонн, вес используемого насоса достигает 4 тонн, вертикальный обдув добавляет воздушному судну нагрузку еще примерно в полтонны. Чтобы лететь с таким грузом на внешней подвеске, требуется большой профессиональный опыт. Совместные тренировки пилотов и специалистов Пожарно-спасательного центра Москвы проводятся регулярно. Все экипажи Ка-32А готовы работать как во время весеннего половодья, так и при ликвидации лесных пожаров в засушливый период».
Кроме того, когда водоемы покрываются устойчивым льдом, экипажи пожарных вертолетов и спасатели на воде отрабатывают технику забора воды для тушения пожара в условиях сильных морозов. Для этого спасатели подготавливают искусственную прорубь 10 на 10 метров, а экипажи вертолетов тренируются выполнять забор воды, зависая над водоемом на высоте 40 метров.
Немаловажная часть регулярной подготовки пилотов — занятия со спасателями авиацентра по беспарашютному десантированию для ликвидации последствий происшествия и эвакуации людей с ограниченных площадок путем подъема их на борт вертолета с помощью лебедки.
Для того чтобы постоянно поддерживать профессиональные навыки на должном уровне, раз в год весь летный состав проходит аттестационную комиссию и подтверждает свое право полетов над Москвой.
«Подготовка и повышение квалификации пилотов — это каждодневный и длительный труд. Например, мы принимаем специалиста в штат — он полгода работает в качестве второго пилота, потом, по мере получения опыта, начинает дежурить самостоятельно, а затем приступает к тренировкам ночью. Проходит почти два года, перед тем, как пилот осваивает выполнение всех задач, — прокомментировал заместитель директора по организации летной работы Московского авиацентра, пилот-инструктор Олег Катальшев. — Поэтому каждый пилот столичного авиацентра, в буквальном смысле, на вес золота».
По словам Олега Катальшева, пилоты, в первую очередь — командир воздушного судна, — должны уметь принимать правильные решения в любой момент времени, в нестандартной ситуации. Это гораздо сложнее, чем научиться управлять вертолетом. Такого результата можно достичь лишь через долгую практику и многочисленные тренировки.
С момента основания Московского авиационного центра в 2003 году экипажи вертолетов участвовали в ликвидации более 200 крупных пожаров, эвакуировали в лечебные учреждения столицы свыше 6700 человек. Ежедневно в авиацентре на дежурство заступают 3 экипажа санитарных и 2 пожарных вертолетов, два из которых работают ночью. Пилоты дежурят по 12 часов в сутки, сменяя друг друга и перекрывая сутки.
Осенью в летный отряд Московского авиационного центра приняты 8 человек — все они в данный момент проходят специализированное обучение, которое продлится несколько месяцев. После окончания обучения летный отряд авиацентра пополнится тремя пилотами-командирами воздушного судна пожарных вертолетов, четырьмя бортовыми механиками и одним вторым пилотом.